Публичный отчетМБОУ СОШ №4 за 2011-2012 учебный год и задачи на 2012 -2013 учебный год
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 4 в 2011-2012 учебном году обучалось 165 учащихся, в том числе 58 девочек, 107 мальчиков. Из них: - на Ι ступени обучения -56 человек в 3 классах-комплектах; - на П ступени – 109 человек в 5 классах-комплектах. - III ступень не была укомплектована.
Средняя наполняемость классов составила 20человек. Образовательную деятельность осуществляли 13 педагогических работников, в их числе 5 совместителей. Высшее образование имеют 11 чел(86%), незаконченное высшее -1 чел.(7%), среднее специальное образование-1 чел.(7%). Большинство педагогических работников аттестовано на квалификационные категории: 3 чел.(23%) имеют высшую квалификационную категорию, 7 чел.(54%) - первую, 3 чел.(23%) не имеют квалификационной категории, что связано с тем, что коллектив пополнился молодыми кадрами, которые или работают первый год, или заочно обучаются в высших учебных заведениях. Мужчин среди педагогов школы – 2 человека. Школа работала в одну смену. Начальная школа работала в режиме пятидневной рабочей недели, для учащихся 2 – 4 классов была организована группа продленного дня. Школа полностью перешла на новый базисный учебный план. Со второго класса дети изучали английский язык, в 5-9 классах на предмет «физкультура» в учебном плане отведено 3 часа в неделю. Учебно-методическая база соответствует всем учебным программам. По всем предметам все дети были обеспечены учебниками в соответствии с рекомендованным перечнем. Выполняя «Закон об образовании» школа предоставляет каждому ребенку, живущему в микрорайоне школы, право получить образование в соответствии с их потребностями и возможностями. 4 человека по медицинским показаниям обучались индивидуально. Кроме того, детям-инвалидам была предоставлена возможность обучаться дистанционно. Однако по демографическим причинам количество учащихся продолжает оставаться низким. В данном учебном году не был открыт 1-ый класс. В каждой параллели в настоящее время только по одному классу. Анализ численного состава учащихся:
Тенденция к снижению количества учащихся сохраняется и на новый учебный год. В 2011 - 2012 учебном году школа № 4 продолжала работать в условиях модернизации образования, когда на первый план выходит задача не передавать знания ученикам, не просто вооружать их определенным объемом знаний, а учить детей учиться, учить планировать свою деятельность по приобретению знаний. Поэтому педагогический коллектив начал работу над проблемно- методической темой «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности». В течение учебного года велась работа по подготовке к введению Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2 поколения. Была разработана и утверждена образовательная программа МБОУ СОШ № 4, подготовлена нормативная база, приняты меры по созданию учебно-методического обеспечения введения ФГОС в школе. Исходя из этого, были поставлены и решались задачи: 1.Обеспечить материально-технические, учебно-методические, кадровые условия организации образовательной деятельности на 1-й ступени обучения. 2. Создать необходимые условия для формирования здорового образа жизни ученика. 3. Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их применении. Формировать готовность к непрерывному продолжению образования. 4. Учить учащихся планировать свою самостоятельную познавательную деятельность по приобретению знаний. 5. Рассматривать минимальный уровень как стартовый для большинства учеников, стимулировать их потребность в достижении более высокого уровня усвоения учебного материала. 6. Формировать и поддерживать классные коллективы и детские объединения для реализации интересов и потребностей детей в саморазвитии, самосовершенствовании и самоуправлении. 7. Продолжать работу по техническому оснащению образовательного процесса.
Все эти вопросы нашли отражение в плане работы школы, в том числе и в учебном плане, в плане внутришкольного контроля, в планах воспитательной работы. Они обсуждались на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре и завуче. Вопросам организации самостоятельной работы уделялось внимание и при посещении уроков администрацией школы.
Учебная деятельность в школе осуществлялась по общеобразовательным программам. Программы по всем изучаемым предметам выполнены, в том числе и практическая часть. Учебный план был составлен на основе федерального базисного учебного плана, включал обязательный федеральный компонент, региональный и школьный.
В целом по школе успеваемость составляет 100%, качество знаний - 40%, СОУ 41%. 5 учащихся закончили учебный год на «отлично», из них 3 человека в 4 классе (учитель Штында В.В.), 1 человек в 5 классе ( кл. рук. Вишневская И.В.), 1 человек в 7 классе (кл. рук. Андреева Н.Н.), 22 человека закончили на «4» и «5». Состоянию успеваемости и качеству знаний в течение года уделялось постоянное внимание. По итогам каждого триместра проводилась диагностика, мониторинг результатов, анализ обученности и качества знаний по классам, по предметам, по учителям. Результаты обсуждались на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре и завуче. Принимались конкретные меры по устранению факторов, негативно влияющих на качество образовательной деятельности. Эффективной формой изучения состояния образования был классно-обобщающий контроль(8 класс), кроме того проводились контрольные работы, посещались уроки, проверялось выполнение программ.
Сводная таблица успеваемости и качества знаний по триместрам(в процентах)
Данная таблица позволяет видеть динамику успешности каждого класса в течение учебного года.Наиболее успешными были 3 класс (кл. рук. Михеева Е.П.), 4класс( кл.рук.Штында В.В.), 6 класс(кл. рук.Князькина Н.Н.).Самыми слабыми в течение всего учебного года были 5 и 9 классы, качество знаний в которых составляло от 0 до 5 процентов. Причиной тому явилась низкая мотивация к учебной деятельности у учащихся, много систематических пропусков уроков без уважительной причины, неготовность к занятиям и слабый контроль со стороны классных руководителей и родителей. Результаты учебной деятельности в этих классах одинаково низкие в течение года по математике, русскому языку, биологии, географии и т.д. Итоги учебного года рассматриваются и в сравнении с предыдущими годами, что позволяет видеть динамику результатов образовательной деятельности школы, намечающиеся тенденции и ставить задачи перед коллективом на перспективу.
Уровень общей успеваемости в начальном звене по сравнению с предыдущим учебным годом остался прежним и равен 100% , а качество знаний повысилось на 3% В среднем звене уровень обученности снизился на 3% и составил 97%, показатель качества знаний учащихся 5-9 классов повысилось на 16,6% против 11% по сравнению с предыдущим учебным годом. В целом педагогический коллектив с поставленной задачей справился. Вместе с тем задача повышения качества знаний по-прежнему остаётся актуальной в новом учебном году. 20 учащихся выпускного 9 класса успешно прошли итоговую аттестацию, все получили аттестаты, 1 чел. оставлен на повторный год обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ итоговой аттестации выпускников 9 класса в 2011-2012 учебном году
Образовательную деятельность в школе осуществляли 13 учителей, в их числе руководители, психолог, соцпедагог. В течение всего учебного года планово велась работа с кадрами. Курсовую подготовку прошли 3 педагога в Ульяновском ИПКПРО, 1 человек прошёл квалификационные испытания на соответствие занимаемой должности. По плану НМИЦ учителя-предметники и учителя начальных классов принимали участие в работе городских МО, школах, посещая семинары и открытые уроки коллег. В 2011-2012 учебном году в школе не действовали методические объединения учителей, так как число педагогов не позволяло их организовать. Основным требованием к системе российского образования является переход школы от традиционной установки на формирование исключительно «знаний и навыков» к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях открытого общества (ответственность, самостоятельность, система ключевых компетентностей, умение сделать личный выбор и др.). Начальная школа обязана научить не только осознанному чтению, письму и счету, но и привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, средствами учебного предмета воспитывать лучшие качества, любовь к Отечеству, своему народу, языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их интеллектуальных и творческих способностей. На 2011-2012 учебный год перед начальной школой МБОУ СОШ №4 были поставлены следующие задачи: 1)Продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию у учащихся младших классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы (проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов и др.); 2)оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обученности; 3)создавать условия для дальнейшей реализации программы «Здоровье».
Эти задачи решал коллектив учителей начальных классов в составе 3 педагогов и 2 учителей-предметников: иностранного языка и музыки. Обучение в школе на Ι ступени строилось на основе образовательной программы по традиционной системе (2-4) УМК «Школа России». В 3 классах обучалось 56учащихся. Вся начальная школа работала в режиме 5 дневной рабочей недели с максимально допустимой нагрузкой по классам 20 ч. Продолжительность уроков во 2-4 классах 40 мин. Работала группа продленного дня для учащихся 3,4 классов. 2 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 3- первую. В целях реализации задачи развития у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей младшие школьники приняли участие в международных олимпиадах по русскому языку «Русский медвежонок»-26чел. и по математике «Кенгуру»- 65чел. Следует отметить, что количество желающих участвовать в олимпиадах, увеличивается, благодаря учителям, которые активно пропагандируют участие в таких конкурсах. Кроме того, ученики 4 класса принимали участие в дистанционном независимом контроле знаний «Дикобраз», экспертизу прошли удачно. Учителям следует продолжить работу по использованию заданий повышенной трудности и различных творческих заданий в индивидуальной и групповой работе. Проблема индивидуализации обучения и воспитания была и остается актуальной. Развитие и индивидуализация контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников есть необходимое условие для построения индивидуальной образовательной траектории учащегося. Следует отметить, что еще не совсем налажена система работы со способными детьми. Индивидуально- групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений. Индивидуальная психологическая поддержка учащихся недостаточна из-за загруженности психолога, который работает по совместительству на 0,5 ставки. Были проведены не все запланированные учителями открытые уроки . В течение года были даны всего 2 открытых урока. Администрация школы по плану посещала уроки учителей начальных классов. В 2-4 классах проверялись приемы и методы, используемые учителями при обучении литературному чтению, формированию прочных вычислительных навыков и навыков грамотного письма. В 2011-2012 учебном году по линии Управления образования в 4 классе было проведено итоговое тестирование по русскому языку. Анализ результатов показывает: выполнили всю работу верно-5 чел.(24%), допустили 1-2 ошибки-33% (качество-57%, СОУ-60%).
По классам итоги учебного года выглядят следующим образом:
В следующий класс переведены:
Таким образом, анализируя учебный процесс в начальной школе в новом учебном году усилия учителей необходимо направить на решение следующих задач: 1)Продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию у учащихся младших классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы (проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов и др.); 2)Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обучаемости; 3)Создавать условия для дальнейшей реализации программы «Здоровье»; 4)Активизировать работу по духовно - нравственному воспитанию младших школьников.
Математику в прошедшем учебном году преподавали 2 учителя: 1.Князькина Наталья Николаевна, стаж работы 5 лет, без категории, работала в 5,6 и 7 классах. 2.Родионова Ирина Борисовна, стаж работы 24года, высшая квалификационная категория, работала в 8 и 9 классах. Оба учителя имеют высшее образование. Князькина Н.Н. прошла курсы повышения квалификации в 2012 году. Учителя математики работают над темами: Князькина Н.Н. – «Самостоятельная работа на уроках математики»; Родионова И.Б. – «Дифференцированный подход в обучении математике». Цель, которую ставили учителя в 2011-2012 учебном году: «Определить, как организация самостоятельной работы на уроке позволяет совершенствовать познавательную деятельность учащихся по приобретению знаний и их применению».
В течение 2011- 2012 учебном году были проведены контрольные срезы по математике в 5 классе и по алгебре в 8 классе.
Входной контроль по алгебре в 8 классе.
Основные ошибки:
Входной контроль в 5 классах по преемственности в обучении математике.
Основные ошибки:
В феврале 65 человек учащихся 2-9 классов приняли участие в международном конкурсе по математике «Кенгуру». В рамках предметной недели математики были проведены мероприятия: 5 классы: Математический КВН, 6 класс: игра «Путешествие в страну «Дроби», Учитель: Князькина Н.Н, 5-7 класс: Всеми учащимися подготовлены доклады по теме: «Великие математики». В рамках предметной недели истории были проведены мероприятия: 5 класс: Игра-путешествие « Древний мир» 6 класс: Исторический КВН по Древней Руси.
В 2011-2012 учебном году работа учителей математики проводилась в соответствии со школьным планом. Особое внимание уделялось вопросам самостоятельной работы на уроках математики. Завучем школы и директором в течение всего года регулярно посещались уроки учителей математики, проводились собеседования по итогам прохождения программного материала.
Итоги 2011-2012 учебного года по математике:
Динамика успеваемости по математике учащихся МБОУ СОШ №4
Следует отметить, что показатели качества знаний по предмету снизились на 5,8%, СОУ на 4,8%. Темы над которыми следует работать:
Перед учителями математики остаются задачи:
Русский язык в школе вели 2 учителя: 1.Фирсова Л. И. – педстаж 24 года, работала в 6, 8, 9 классах; 2.Сенькова Л. И. – педстаж 30лет, работала в 5,7 классах. Оба учителя имеют высшее образование, оба аттестованы на первую квалификационную категорию. Английский язык вёл 1 учитель: Чистоткина-Духанина А.А., образование высшее, педстаж 7 лет; В 2011-2012 учебном году учителя гуманитарного цикла работали над проблемно-методической темой «Проектирование и организация учебных занятий и внеклассных мероприятий на деятельностной основе». Основные задачи в работе учителей в 2011-2012 учебном году были следующие:
В сентябре во всех классах проведена входная диагностика. Результаты следующие:
Типичными оказались ошибки на правила правописания безударных и проверяемых, и непроверяемых гласных в корнях слов, на правописание предлогов и приставок, правописание окончаний слов разных частей речи, а также на постановку знаков препинания внутри предложений.
Низкие показатели обученности стали предметом пристального внимания к состоянию преподавания предмета. В конце каждого триместра проводились контрольные работы, проведён административный контроль по плану ВШК, был высказан ряд серьёзных замечаний и предложений по устранению недостатков, в том числе к проверке тетрадей и организации работы над ошибками. Учитывая результаты диагностических исследований за 2010-2011уч. г., входной диагностики в 2011-2012 уч .году, индивидуальные особенности учащихся, учителя осуществляли дифференцированный подход к обучению, поддерживали тесную связь с родителями. Администрация школы регулярно, по плану посещала уроки учителей гуманитарного цикла, систематически отслеживала процесс обучения и динамику его результатов, проверялись приёмы и методы, используемые учителями при обучении русскому языку, литературе, истории и английскому языку.
В 2011-2012 учебном году было проведено 4 совещания при завуче по темам: -Учебно-методическое обеспечение к началу учебного года. -Итоги школьных предметных олимпиад и проведение предметной недели по истории и обществознанию. -Новые формы аттестации педагогических работников. -Итоги работы учителей гуманитарного цикла за 2011-2012 учебный год.
Осуществлялся обмен опытом по темам самообразования: Л.И. Сенькова: «Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как один из видов деятельности по развитию личности». Л.И. Фирсова: «Система повторения на уроках русского языка». А.А. Чистоткина-Духанина: «Использование разноуровневых карточек с индивидуальными заданиями на уроках иностранного языка». С целью повышения интереса к предметам гуманитарного цикла учителями и библиотекарем школы были подготовлены и проведены предметные недели.
В конце года по линии Управления образования в 5-9 классах были проведены итоговые контрольные работы.
Анализ итогового контрольного диктанта за год учащихся 5 класса, проведённого 22.05.12г. Учитель: Л.И. Сенькова
Результаты итогового контрольного диктанта за год учащихся 6 класса, проведённого 24.05.12г. Учитель: Л.И. Фирсова
Результаты итогового контрольного диктанта за год учащихся 7 класса, проведённого 29.05.12г. Учитель: Л.И. Сенькова
Результаты итогового контрольного диктанта за год учащихся 8 класса, проведённого 23.05.12г. Учитель: Л.И. Фирсова.
Анализ контрольных работ по русскому языку выявил наиболее характерные ошибки и темы, над которыми необходимо работать.
Итоги учебного года по русскому языку следующие:
Динамика успеваемости по русскому языку
Следует отметить, что показатели успеваемости не изменились, а показатели качества снизились на 26%. Исходя из анализа образовательного процесса, в новом учебном году усилия учителей необходимо направить на решение следующих задач:
В целом, работу МО учителей гуманитарного цикла за 2011-2012 учебный год можно считать удовлетворительной.
Литературу вели 2 учителя: 1.Фирсова Л. И. – педстаж 24 года, работала в 6, 8, 9 классах; 2.Сенькова Л. И. – педстаж 30 лет, работала в 5, 7 классах. Оба учителя имеют высшее образование, оба аттестованы на первую квалификационную категорию Перед учителями литературы в 2011 – 2012 учебном году были поставлены следующие задачи :
Фирсова Л.И. в 2008 году прошла курсовую подготовку в Ульяновском ИПК ПРО. Словесники повышали свой профессиональный уровень, работая над выбранной темой. В международном конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» приняли участие 26 учащихся 2-9 классов.
Участие в олимпиадах
Из таблицы видно, что число участников школьных предметных олимпиад возросло на 7 человек (17%), но вместе с тем, число учащихся, отобравшихся в муниципальный этап, резко сократился.
Работа учителей русского языка и литературы была направлена на повышение качества знаний, интереса учащихся к предметам. В связи с этим большое внимание было уделено самостоятельной работе учащихся на уроках русского языка и литературы, дифференцированному подходу к обучению учащихся.
Низкие показатели обученности стали предметом пристального внимания к состоянию преподавания русского языка. В конце каждого триместра проводились контрольные работы, проведён административный контроль по плану ВШК, был высказан ряд серьёзных замечаний и предложений по устранению недостатков, в том числе к проверке тетрадей и организации работы над ошибками. Результаты оказались низкими, работа учителей неэффективной и состояние преподавания русского языка в связи с обязательным ГИА по предмету должно быть в центре внимания при планировании административного контроля на новый учебный год.39% качества обучения достигла Вишневская И.В.-учитель истории и обществознания, 40%- Банникова Н.П- учитель ОБЖ, 37%Чистоткина-Духанина А.А- учитель иностранного языка.Административный контроль и управление осуществлялись в течение года согласно плану работы. Вопросы образовательной деятельности коллектива рассматривались на заседаниях педагогического совета: - в августе 2011 года «О проблемах и задачах педагогического коллектива школы на 2011-2012 учебный год»; - в октябре 2011года «Проблемы адаптационного возраста при переходе на новую ступень обучения и пути их решения»; - в январе 2012 года « Воспитание сегодня. Как и для чего воспитывать»; - в марте 2012 года « Эффективность урока как результат организации активной самостоятельной деятельности учащихся »; - в мае и июне 2012 года были рассмотрены итоги 2011-2012 учебного года. На заседаниях педсовета рассматривались итоги каждого учебного триместра и другие вопросы, касающиеся образовательной деятельности школы. Кроме того, вопросы образовательной деятельности планомерно рассматривались на совещаниях при директоре и завуче.
|
|